Ответ на частый вопрос: какой предохранитель выбрать для повседневной системы?
Многие часто находят в интернете подобные таблицы (как указано ниже), но никто и не подозревает что эти значения представлены исходя из сухих математических расчетов.
Пример: имеем две протяжки 50 мм² длинной 5 метров каждая от трехлетнего кислотного аккумулятора. Далее два усилителя в багажнике: один имеет два встроенных предохранителя по 40 ампер, второй три по 20. Если полагаться на таблицу, то нужно ставить предохранитель на 200 ампер, но по факту нужен с меньшим номиналом - 150 ампер. Как так? Все очень просто!
- во-первых, нельзя путать калибры американского стандарта и сечение в мм2 (пример: 0ga это 53,4 мм², а не пресловутые 50 мм²).
- во-вторых, ваш аккумулятор уже не новый. В случае короткого замыкания на массу высока вероятность того, что он не выдаст ток, который будет способен сразу сжечь предохранитель. Следственно аккумулятору понадобится некоторое время чтобы раскалить предохранитель до температуры плавления.
- в-третьих, вашим усилителям просто не нужен предохранитель такого номинала, так как в пике они будут потреблять 160 ампер (даже если они и смогут до такого потребления добраться, то сгорят предохранители на самих усилителях (40х2А, 20х3А))
Вывод: использовать таблицы можно и нужно на стадии набросков. Однако непосредственно перед установкой предохранителя настоятельно рекомендуем посчитать предполагаемую пиковую нагрузку на ваш силовой провод. Поменять спасший от короткого замыкания предохранитель, спасший от короткого замыкания можно всегда. Тем более что финансовые потери от сгоревшей машины во много раз превышают затраты на покупку копеечного предохранителя.
© Фуад Рагимов